ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ




 Киргизстан - Тибет <?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />



В Тамгинском ущелье на южном берегу Иссык-Куля находятся известные камни Тамга-таш. Наиболее известен один из них, который называют первым Тамга-ташем, но есть и Тамга-таш второй и третий. Как ни странно до сих пор существуют различные ложные представления по поводу надписей на этих камнях. Попробуем прояснить ситуацию, результатом чего неминуемо возникнет мостик между Киргизстаном и Тибетом.

На первом Тамга-таше барельефом выступает надпись, написанная на тибетском языке


ༀམཎིཔངེྨཿ


 ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.


 


Существует несколько вариантов её написания и звучания, на монгольском, джунгарском, китайском и других языках.


Безусловно, это самая распространённая мантра, или молитва в тибетском буддизме. Её произносят на Тибете постоянно и повсеместно, она вращается вместе с вращением молитвенного барабана, ею наполняется воздух, когда ветер трепещет молитвенные разноцветные флажки, увековеченной в камне для неё уготована вечность, в такт с ней стучат сердца тибетской жизни.


Поскольку эта мантра происходит из санскрита, а тибеский буддизм к тому же ещё и тантрический буддизм, то в её понимании важна не только семантика, но и фонетика, не только значение, но и звучание. Поэтому не совсем правильно говорить только о значении этой фразы. И всё же рассмотрим один из многочисленных вариантов трактовки её смысла.

 

Да пребудет цветок священного лотоса!

 

Метафора цветущего лотоса несёт в себе значение пробуждения. Лотос своими корнями погружён в грязь, которая с одной стороны тёмная и нечистая, а с другой питает его жизнь и рост. Стебель лотоса устремляется ввысь, проходя сквозь разные слои воды, он вырывается в эфир, где лотос распускается прекрасным цветком. Таково и человеческое развитие на пути к пробуждению.



В буддизме, Тантре и индуизме самой частой аллегорией просветлённого состояния является тысячалепестковый лотос, распускающийся на макушке головы, или другими словами, распускающийся тысячалепестковый лотос, которым раскрывается верхняя чакра сахасрара венчающая макушку головы.


Существуют и другие трактовки этой мантры, в которых раскрываются иные смыслы и иные уровни смыслов. Как например соединение мужской и женской божественной эманации, как соединение порождающего и созидающего начала.


На мой взгляд, интересны параллели и аналогии с Падмасабхавой (Лотосоподобным), который является основателем тибетского буддизма, и, безусловно, одной из самых ярких фигур в истории тибетского буддизма.


Надпись на камне датируется джунгарским (калмыкским) периодом (ⅩⅤ-ⅩⅦ века).


На втором Тамга-таше надпись аналогичная надписи на первом Тамга-таше, но выполнена она не барельефом а контррельефом и датируется она более ранним периодом, предположительно -веками. Весьма примечательным является то, что этот камень использовался в ритуальных целях ещё за долго до возникновения буддизма. На верхней поверхности камня есть характерная лунка, которая указывает на то, что этот камень использовался в ритуальных целях во времена саков ( до нашей эры - век нашей эры).


Надпись на третьем Тамга-таше отличается от предыдущих камней. Она представляет стилизованный знак ОМ. Эта надпись ровесница надписи на первом камне и относится так же к джунгарскому периоду (ⅩⅤ-ⅩⅦ века).




ОМ (или аум, и т.д.) - это звук, который является важным звуком практически во всех традиционных культурах человечества. ОМ - это звук колокола первичного бытия. ОМ - это звук лежащий в основе всех звуков, это вибрация на которую, как на нить, нанизываются бусины всех остальных звучаний.


Существует легенда о том, что когда-то батыр расколол своим мечом первый Тамга-таш пополам. Камень действительно расколот вдоль по всей длине. Интересно, что если смотреть на камень расфокусированным взглядом, то можно увидеть свечение, которое идёт из этой расщелины.


Камни Тамга-таш конечно же являются не только историческим памятником. Поэтому посещение этих камней требует осознанного отношения.


              ཎིཔངེྨཿ


 


 

Фото Светлана Пилюшина


Текст Владимир Маурсич


ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent